О нас

:
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что сегодня Грозный прочно занимает первые позиции во всероссийских рейтингах. «Грозный прочно занимает первые позиции во всероссийских рейтингах. За последний год столица Чечни уверенно лидирует в рейтингах по...
На центральной площади г.Грозного состоялось мероприятие по передаче специализированной техники для городских служб. В торжественной церемонии передачи ключей принял участие Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Всего предприятиям жилищно-коммунального...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров находится в лидерах среди руководителей российских регионов в рейтинге «Индекс власти», составленном ресурсом «Давыдов.Индекс». Данные опубликованы за сентябрь 2019 года.Авторы исследования подчеркивают, что индекс составлен на...
В Грозном, на сцене Чеченской государственной филармонии им.А.Шахбулатова, состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню чеченской женщины. В нем приняли участие  депутат Госдумы РФ Адам Делимханов, первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поздравил мусульман с наступлением благословенного дня Ашура. Запись об этом он опубликовал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». «Наступил день Ашура. Это один из благословенных дней Всевышнего Аллаха, который...
Состоялся визит Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова ​ в Объединенные Арабские Эмираты.В ходе поездки была продолжена традиция систематических встреч между Рамзаном Кадыровым и наследным принцем Абу-Даби, заместителем Главнокомандующего Вооруженными силами...
Дорогие друзья! Поздравляю вас с началом нового учебного года! Не может быть успешного будущего и карьерного роста у человека, не имеющего достойное образование. Поэтому День знаний – это не только праздник, но и начало процесса усердного освоения знаний, которые...
Глава Чечни информировал Президента о социально-экономической ситуации в регионе. 31 августа 2019 года   13:50 Московская область, Ново-Огарёво В.Путин: Рамзан Ахматович, как прошло открытие мечети? Р.Кадыров: Спасибо, Владимир Владимирович, в первую очередь...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поздравил всех мусульман с Новым годом по исламскому календарю. «Наступил Новый год по Хиджре. Исламский мир вступил в 1441 год со дня великого переселения Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему) из Благословенной Мекки в...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров  поздравил жителей, всех потомков героических  защитников и освободителей  крепости с 75-летием освобождения Бреста от немецких захватчиков. Глава ЧР назвал Брест «символом мужества, стойкости, отваги и патриотизма солдат и...
Первый самолет с группой паломников на борту вылетел из международного аэропорта «Грозный» в Саудовскую Аравию. В группу вошло более 170 человек. Все они отправляются в хадж за счет средств Регионального общественного фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Провожал...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров занял второе место в рейтинге цитируемости губернаторов-блогеров за июнь 2019 года. Исследование подготовлено компанией «Медиалогия». На первом месте в рейтинге мэр Москвы Сергей Собянин. Замкнул тройку лидеров губернатор...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил село  Ишхой-Юрт Гудермесского района, где по его поручению ведется строительство  водопровода. «Сегодня ознакомился с состоянием дел на объекте. В населенном пункте планируется установить 10 накопителей и резервуар на...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил с инспекционной проверкой строительство нового моста через реку Аксай у села Герзель-Аул. В поездке его  сопровождал заместитель Председателя Правительства ЧР - министр автомобильных дорог ЧР Абубакар...
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров считает правильным и своевременным Указ Президента России Владимира Путина о проведении в 2020 году Года памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. «Считаю решение о проведении Года памяти очень...
 
 
 
 
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
  •  
     
     
     
     
     
 
 

Краткая характеристика района

 

Шатойский район(чеч. Шуьйтан кlошта) — административный район в горной части южной Чечни.
Административный центр — село Шатой.
Граничит на севере с Грозненским районом Чечни, на юге — с Итум-Калинским, на востоке — с Шаройским, на западе — с Урус-Мартановским районами республики. Площадь территории района — 824,2 км².
Значительную часть района занимает Аргунское ущелье.
Включает 15 муниципальных образований
Население(2019): 19 577[1] человек
Плотность: 23,7 чел./км²
Площадь: 824,2 км²
Часовой пояс: MSK (UTC+4)
Телефонный код: +7 87135

Краткая историческая справка


Аргунское Ущелье   –   одно  из крупнейших по протяженности ущелий Кавказа, расположено в самом сердце Чечни. С древнейших времен Аргунское ущелье было важнейшей дорожной  артерией Чечни. Через него проходили важнейшие пути в Грузию, Дагестан, Осетию. Именно через земли Шатойцев по Аргунскому ущелью, наряду с Дарьялом проходил путь из Европы в Азию,  из России в Закавказье и Переднюю Азию. Русские посольства и торговые миссии следовали в Грузию именно по этому пути вплоть до конца 18 века.

         Впервые в русских источниках 1587 года упоминается Чеченская «Землица» Шибути (Шатой), в более ранний период,  до принятия ислама Шатойцев  называли Шибутянами.

           По преданиям и топонимике, восходящим   к 16-17 векам, Шотой называют социальным термином «Эли» - князья, возвышая над традиционной общинной верхушкой, выделяя из нее.

           Шотой отличались своей высокой культурой, благородством, гостеприимством, достоинством и верностью данному слову, вследствие которого за ними закрепился термин Шотой-Эли.

            Шотой являясь одним из 9 тукхумов  Чеченского племени и состоит из следующих тайпов:

                                  Хьаккой                               Ваштарой

                                       Пхъамтой                             Келой

                                         Хьалхой                                Маьршлой

                                         Саной                               ГIаттой

                                         Саьттой                                 Лаьшкарой

                                         Саьрбалой                             Тумсой

                                         Варандой                              Мулкой

                                         Борзхой                           Нихлой

 

             Согласно хронологии архивных данных, 17 января 1857 г. войсками полковника Мищенко взят аул Хакко.

             9 августа 1858 года генерал-лейтенантом Евдокимовым на месте аула Хакко заложена крепость Шатой, вследствие чего, 9 августа 1858 г. является датой образования села Шатой, как царской крепости (укрепления) против горцев. Крепостные стены сохранились и по сей день,  как   память об этом историческом периоде в жизни  нашего  народа.

               Шатой находится в Аргунском ущелье, это край удивительной красоты – каменистые горные каньоны, бурные реки, водопады, живописные озера и густые леса.

 Свидетелями прошедших  времен являются башни -  красота и гордость горцев. 

       Боевая башня  на левом берегу Аргуна с. Шатой, отреставрирована. Башня 5-ти этажная, с пирамидально-ступенчатой кровлей. Северо-восточная стена имеет дверные проемы на уровне 2 и 3 этажей с округлыми арками, а также окно на  уровне 4 этажа. Старожилы рассказывали:  рядом  стояла еще одна башня, которая разрушена в середине ХХ столетия. Также на левом берегу Аргуна  стояла Т1унжах-г1ала. Здесь были боевые, сторожевые и жилые  башни. Сигнальные башни были расположены  вдоль горы  Хьаккой-лам по Аргунскому ущелью дельты реки Аргун. Сигнальные и боевые башенные комплексы, расположенные на самой высокой точке горы Хьаккой-Лам в местечке Калой-корт,  а также Хаскхаьлла-дукъ,    Верхний Чолханчу и Нижний Чолханчу и их защитники – наши предки сыграли большую роль в борьбе с превосходящими многократно полчищами Хромого Тимура. Во время нашествия хромого Тимура сигнальные костры на башнях оповестили Аргунское ущелье о настигшей беде.    Первая объемная бойцовская  помощь  пришла из общества Зумсой во главе с Ирдигом (Идигом). Вождь защитников Кало весь израненный передал свой меч бойцу из Зумсоя Идигу со словами: «Этот меч должен быть в бою, пока не будет убит последний враг». Нашествие врага было отбито. Так гласят легенды и устные поверья, передаваемые нашими предками из поколения в поколение.

            Боевые и сторожевые башни были расположены вдоль хребта Хьаккой-лам в с. Зоны, которые были  полностью разрушены в начале ХХ столетия.

            Тумсойская жилая башня на левом берегу р. Чанты-Аргун, сложена из хорошо обработанных каменных блоков на известково-глинистом растворе.

            Нихалойская сторожевая башня – на южной окраине с. Нихалой. Башня встроена в скальную нишу и имела 2 этажа.

            Нихалойская крестообразная стела находится на южной окраине с.Нихалой. Стела высечена в форме креста из большой каменной плиты. При раскопках под ней было обнаружено мусульманское захоронение.

           Юкъерч-Келойская сигнальная башня находится на юго-восточной окраине села.

           Поиск местонахождения и восстановление разрушенных башенных комплексов наш долг и прямая обязанность перед памятью наших далеких герических предков.

           Район официально начали называть Шатойским после установления Советской власти. До этого населенные пункты Шатойского района входили в Аргунский округ Терской области.

           При имаме  Шамиле –  наибство  Шатойское, которое и в царское время при проведении похозяйственного учета 1867 года значился Шатойским   наибством.

           В 20 годы ХХ столетия – Шатойский округ. В Аргунском округе Терской области было более 200 населенных пунктов. Для сравнения: сегодня в одном Шатойском районе всего лишь 31 населенный пункт, не считая мелких хуторов с населением 17 198 человек.

           После установления Советской власти на территории Аргунского округа было образовано 5 районов: Галанчожский, Итум-Калинский, Чеберлоевский, Шаройский и Шатойский. Главным богатством этих районов являлись десятки тысяч гектаров пастбищ, сенокосов, которые давали возможность содержать огромное количество крупного и мелко рогатого скота. Соответственно было и производство животноводческой продукции: мясо, масло, сыр, творог, шерсть. Разводили пчел, которые давали горный мед высочайшего качества. Выращивали кукурузу, ячмень, картофель и другие культуры. После восстановления автономии Чечено – Ингушской республики 9 января 1957 года, бывшие  - Шатойский, Итум – Калинский, Шаройский и Чеберлойский районы были объединены в один район – Советский. Селение Шатой переименовано в село Советское.

             15 августа 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР району вернули первоначальное название Шатойский, а селу Советское – Шатой.

              Жителям Шаройского и Чеберлойского районов после возвращения из депортации было запрещено поселяться на свои родовые земли выше горных  селений  Дай, Нохч-Келой и Кенхи.

              Тысяча гектаров земель – пастбища, сенокосы, пашни остались без своего настоящего хозяина. Их стали использовать как отгонные пастбища бессистемно и свои хозяйства района, а также животноводы Дагестана и Грузии. Кроме того, горными пастбищами пользовались хозяйства плоскостных районов республики.

            В марте 1991 года были восстановлены в своих административных границах  Итум- Калинский, в мае-июне – Шаройский  и Чеберлойский районы. В марте 2000 года Шатойский и Чеберлойский районы объединены с центром с. Шатой, восстановлен Шаройский район.

            Много достойных и знаменитых людей – выходцы из Шатойского района внесли свою лепту в историю Чеченского народа и России в целом.

       Наибы Шамиля Батуко, Мурад, Бета, известный лекарь Ибрагим из Вашендароя, который делал сложнейшие операции, в том числе и  трепанацию черепа.

 

Ислам Баудинов пишет:

Одним из загадочных и интереснейших мест на Кавказе является плоскогорье Шатой (Шуьйта/Шуота) в горной части Чеченской Республики. Оно было заселено не менее 6-5 тыс. лет тому назад и с этого времени являлось своеобразным хозяйственным, общественным и сакральным центром древних племен гор Чечни, говоривших на нахских языках. И это был не случайный выбор, обусловленный географическим положением и благоприятными природными условиями Шатоя, здесь, несомненно, сыграли свою роль, и другие факторы о которых мы скажем ниже.

В соответствии с научными данными полагаем, что с окончанием ледникового периода в Европе в Х-IХ тыс. до н. э. - произошла инфильтрация на Северный Кавказ немногочисленных переднеазиатских племен (Ближний Восток, Анатолия, Ирак и Иран) заселивших регион с запада (черноморский проход) и с востока (каспийский проход). В результате эпохальной засухи огромных пространств Передней Азии в V-III тыс. до н. э. и открытия части горных перевалов от ледников Главного Кавказского хребта сюда на север в увлажненные районы прошла новая волна протохурритских племен из географической зоны, где тысячелетием позже сформировались хурритские и урартские народы и их государства. Первобытные земледельцы и скотоводы, из Передней Азии, стоявшие на пороге освоения металла, охотно заселяли благоприятные речные долины и горные котловины на Северном Кавказе в т. ч. и на территории современной Чеченской Республики.

С конца IV- на протяжении III тыс. до н. э. на территории Верхней Месопотамии, Закавказья и большей части Северного Кавказа развивалась единая в своих культурных параметрах земледельческая культура известная в науке как куро-аракская. Естественно, что протохурриты принесли в наш регион не только свои языки - современные нахо-дагестанские языки и ныне мертвые хурритские и урартские языки считаются родственными и относятся к одной языковой семье. Они привнесли сюда также породы домашнего скота, первые злаковые культуры и, естественно духовные воззрения вместе с мифологическим пантеоном богов.

Мы полагаем, что в Шатое на возвышенности Тушпаъ-корт (ныне в границах чеченского селения Урд-юххе) тысячелетиями функционировал религиозный центр, получивший в тысячах километрах от него к югу (в начале I тыс. до н. э.) оформление в государственный культ с центром в одной из столиц Урарту – Тушпа, на берегу озера Ван.

Этим летом автор вместе с местными уроженцами С. Селаховым и С. Саратовым побывал на плоскогорье Шатой, где на вершине небольшой возвышенности - своеобразной природной крепости со склонами высотой до 50 м и площадью до 400-500 кв. м мы обнаружили несколько овальной формы крутых холмов с выходами сухой каменной кладки. Памятник не зафиксирован в реестрах Аргунского историко-архитектурного заповедника. Может быть и потому, что местное население традиционно старается не привлекать к нему внимание.

Между тем из скупой информации следует, что здесь находилось самое древнее в районе поселение-крепость с сплошными каменными стенами и 3 высокими башнями. Которое было покинуто в незапамятные времена, а как кое-кто уточняет, разрушена крепость Тушпа-корт в период нашествия Тимура-хромого. Так же выяснилось, что это место всегда считалось в Шатое сакральным, и было табуировано для поселения и даже для посещения. Люди, бывшие в 1970-е годы мальчишками помнят, как с Тушпа-корта их гоняли старики, не допуская подниматься.

Относительно «завоевателя вселенной» Тамерлана есть свидетельства официальных летописцев о его походе в горы Северного Кавказа в 1396 году, в т. ч. речь идет и о землях Чечни и Ингушетии. Там говорится, что сам властитель мира выступил с войсками в горы и лично «подвергался этим ужасам и опасностям», штурмуя горы, башни и ущелья. При этом в документах подчеркнуто, что в горах Тамерлан «разорил и уничтожил все церкви и капища их», что составляло его религиозный долг как мусульманского завоевателя. Местных жителей, так и не выразивших покорность захватчикам, связывали по несколько человек и сталкивали в пропасть.

Тем не менее, ислам в горах Чечни утвердился только в ХVII-ХVIII веках, в результате миссионерской деятельности мусульманских проповедников. Потому Тушпа-корт, как место где некогда служили языческим богам, в эпоху ислама закономерно подвергся табуированию.

Что же такое Туш и Тушпа? Это урартские варианты названия бога бури, грома и молнии. В тоже время Туш/Тушпа это и город в Урарту – исторический центр культа языческого бога. В древних текстах XV-XIV веках до н. э. родственных урартам хурритов (государство Митанни) главный бог страны назывался в разных частях страны Тешшуб/Тешшуп/Тишпак. Данное имя вошло и в древнюю хурритскую ономастику в качестве составной части личных имен: Тешшуп-эвре, Киппи-Тешшуп, и т. д. В генеалогии одного из современных шатоевских кланов – Саттой – оно фигурирует в форме Тушшепа. Так, например назывался один из эпонимов клана (информация С. Селахова).

Из многочисленного пантеона богов хурритов и урартов Передней Азии на территорию нашего края был перенесен также культ бога небес Ану. В современном чеченском языке «ана» обозначает горизонт и небосвод.

Вернемся, однако, к Тушпа. В древнем государстве Урарту сложившемся в ХII-IХ веках до н. э. на территории верховьев Тигра и Ефрата, Закавказья (Армения) и просуществовавшем вплоть до VII-VI веках до н. э. существовал официальный пантеон богов возглавляемый богом неба – Халди, богом грома и войны – Тейшеба и, богом солнца Шивини.

Бог Тейшеба был вторым по значимости богом урартского пантеона, супругой Тейшеба считалась богиня Хуба, а изображался он, стоя на быке, реже на льве. Он несомненно, был связан с хурритским богом Тешшупом. Известный урартский город Тейшебаини, располагавшийся на холме Кармир-Блур (Армения), был назван в честь бога Тейшебы. Вторая столица Урарту (первая религиозный центр город Мусасир) и называлась Тушпа и являлась центром культа Тейшеба/Тешшупа.

Храмы бога Тейшеба в Урарту как и в Тушпе воздвигались на вершинах гор, просто на возвышенностях и как обязательный элемент включали священную башню где на верхней площадке, или в верхней камере приносили жертву из быков и овец. В этом отношении небольшая возвышенность Тушпаъ-корт (буквально, «вершина [принадлежащая] Тушпа») в Шатое находится примерно в условном центре плоскогорья на мысу образованном двумя горными речками впадающим после соединениЯ в общее русло в Чанты-Аргун. Здесь мы имеем до трех крутых башнеобразных искусственных холмов расположенных в углах сильно вытянутого треугольника. К сожалению, данный памятник специальному научному изучению не подвергался.

Мы не будем углубляться в доказательства родства мертвых хуррито-урартских переднеазиатских языков и живых чечено-ингушских. На эту тему есть богатая литература. Нам известно, что первая часть теонима бога грозы и войны у восточных хурритов Туш-, у западных хурритов Теш-, у урартов Тейш-, перекликаются не только с шатоевским Тушпа в Чечне, но и с женским божеством весны плодородия – Тушоли (возможно – «госпожа Туш» либо «богиня из (города) Туш») всех чеченцев и ингушей языческого времени. Одну из богинь Урарту - дочь Тейшеба и жену бога солнца Шивини звали Тушпу-е-а (Д. Мальсагов, Ю. Дешериев, И. Мещанинов, М. Цароева). Практически в каждом горном обществе Чечни и Ингушетии были святилища ее имени наряду с местными языческими богами. Культ богини Тушоли и ее живого воплощения птицы удод («тушоли къотам» – бытовал среди вайнахов - чеченцев и ингушей - вплоть до XVIII века, а в виде пережитков бытует и сегодня: удод – священная, неприкосновенная птица.

Шатой - своеобразный археологический и архитектурный музей, последний хранитель культа переднеазиатских богов, пронизанный мощными физическими полями глубоко положительными для жизни, неохотно раскрывает свои тайны. Согласно историческим данным собственно Шатоевское вольное общество или «федерация» объединяла в средние века такие крупные кланы-объединения, как: Беной, Борзхой, Варандой, Вашандарой, Гаттой, Келой, Маьршлой, Пхьамтой, Саной, Саттой, Тумсой и Хьаккой. К ним добавляют также кланы Дехастой, Мускулхой, Нихлой и Халгой.

В этих объединениях имелись следующие аулы: Борзой, Бекхум-кхелл, Большие Варанды, Вярды, Ватан-корт, Горгачи, Гаьттен-кхелл, Гуш-корт, Маршин-кхелл, Мус-кхелл, Нихала, Пхьамта, Рядухой, Саной, Сятта, Тумса, Ург-юххе, Хьаккой, Юкъер-Кела и ряд других, существующих с незапамятных времен.

Научное изучение Шатоя началось по существу со второй половины ХIХ века, когда здесь на месте разрушенного чеченского аула была построена царская крепость Шатой, ставшая центром крупной административной единицы – Аргунского округа. Один из начальников округа полковник (впоследствии генерал) А. И. Ипполитов женатый на чеченке Марьям Мударовой опубликовал в 1868 году работу «Этнографические очерки Аргунского ущелья» где привел помимо интересных фольклорных материалов и рисунки нескольких медных «идолов» несомненно, ритуального значения найденных местными жителями.

Благодаря этому древние металлические статуэтки из Шатоя стали известны в науке. Согласно другим данным в Аргунском округе находили по нескольку десятков таких изделий «уложенных тщательно не в могиле, а особо в земле». По описанию это фигурки людей, баранов, козлов и оленей. Для Северного Кавказа подобные находки уникальны. Безусловно, мы имеем дело с артефактами культового назначения.

В Шатойской котловине помимо большого числа средневековых боевых и жилых башен известно и несколько могильников раннебронзового века (III-II тыс. до н. э.), здесь обнаружены также следы поселений эпохи бронзы и железа, а также домусульманских пещерных могильников. Следовательно, перспективы для специального археологического изучения района, начатого еще во второй половине ХХ века, есть. И особое внимание, как нам представляется, следовало бы обратить на загадочный памятник Тушпа-корт, который явно принадлежит к кругу переднеазиатского культурного наследия.

Как бы то ни было, речь идет об одном из самых ранних поселений человека в этом уникальном по своим природным особенностям районе Российской Федерации. Здесь необходимо проведение стационарных раскопок и реставрационных работ с восстановлением стен и башен древней крепости-храма. Стоит начать сегодня и изучение природных аномалий плоскогорья, да и всего горного края. Известный писатель-интеллектуал Вахид Итаев (уроженец Шатоевского района) не на пустом месте написал в своем высоко гуманистическом романе «Майдан предков» о наличии здесь контактных зон, где горцы сообщались с внеземными цивилизациями.



ГОСУСЛУГИ Правительство

Powered by Joomla!®. Valid XHTML and CSS.