Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Материалы

История

Краткая историческая справка


Аргунское Ущелье   –   одно  из крупнейших по протяженности ущелий Кавказа, расположено в самом сердце Чечни. С древнейших времен Аргунское ущелье было важнейшей дорожной  артерией Чечни. Через него проходили важнейшие пути в Грузию, Дагестан, Осетию. Именно через земли Шатойцев по Аргунскому ущелью, наряду с Дарьялом проходил путь из Европы в Азию,  из России в Закавказье и Переднюю Азию. Русские посольства и торговые миссии следовали в Грузию именно по этому пути вплоть до конца 18 века.

         Впервые в русских источниках 1587 года упоминается Чеченская «Землица» Шибути (Шатой), в более ранний период,  до принятия ислама Шатойцев  называли Шибутянами.

           По преданиям и топонимике, восходящим   к 16-17 векам, Шотой называют социальным термином «Эли» - князья, возвышая над традиционной общинной верхушкой, выделяя из нее.

           Шотой отличались своей высокой культурой, благородством, гостеприимством, достоинством и верностью данному слову, вследствие которого за ними закрепился термин Шотой-Эли.

            Шотой являясь одним из 9 тукхумов  Чеченского племени и состоит из следующих тайпов:

                                  Хьаккой                               Ваштарой

                                       Пхъамтой                             Келой

                                         Хьалхой                                Маьршлой

                                         Саной                               ГIаттой

                                         Саьттой                                 Лаьшкарой

                                         Саьрбалой                             Тумсой

                                         Варандой                              Мулкой

                                         Борзхой                           Нихлой

 

             Согласно хронологии архивных данных, 17 января 1857 г. войсками полковника Мищенко взят аул Хакко.

             9 августа 1858 года генерал-лейтенантом Евдокимовым на месте аула Хакко заложена крепость Шатой, вследствие чего, 9 августа 1858 г. является датой образования села Шатой, как царской крепости (укрепления) против горцев. Крепостные стены сохранились и по сей день,  как   память об этом историческом периоде в жизни  нашего  народа.

               Шатой находится в Аргунском ущелье, это край удивительной красоты – каменистые горные каньоны, бурные реки, водопады, живописные озера и густые леса.

 Свидетелями прошедших  времен являются башни -  красота и гордость горцев. 

       Боевая башня  на левом берегу Аргуна с. Шатой, отреставрирована. Башня 5-ти этажная, с пирамидально-ступенчатой кровлей. Северо-восточная стена имеет дверные проемы на уровне 2 и 3 этажей с округлыми арками, а также окно на  уровне 4 этажа. Старожилы рассказывали:  рядом  стояла еще одна башня, которая разрушена в середине ХХ столетия. Также на левом берегу Аргуна  стояла Т1унжах-г1ала. Здесь были боевые, сторожевые и жилые  башни. Сигнальные башни были расположены  вдоль горы  Хьаккой-лам по Аргунскому ущелью дельты реки Аргун. Сигнальные и боевые башенные комплексы, расположенные на самой высокой точке горы Хьаккой-Лам в местечке Калой-корт,  а также Хаскхаьлла-дукъ,    Верхний Чолханчу и Нижний Чолханчу и их защитники – наши предки сыграли большую роль в борьбе с превосходящими многократно полчищами Хромого Тимура. Во время нашествия хромого Тимура сигнальные костры на башнях оповестили Аргунское ущелье о настигшей беде.    Первая объемная бойцовская  помощь  пришла из общества Зумсой во главе с Ирдигом (Идигом). Вождь защитников Кало весь израненный передал свой меч бойцу из Зумсоя Идигу со словами: «Этот меч должен быть в бою, пока не будет убит последний враг». Нашествие врага было отбито. Так гласят легенды и устные поверья, передаваемые нашими предками из поколения в поколение.

            Боевые и сторожевые башни были расположены вдоль хребта Хьаккой-лам в с. Зоны, которые были  полностью разрушены в начале ХХ столетия.

            Тумсойская жилая башня на левом берегу р. Чанты-Аргун, сложена из хорошо обработанных каменных блоков на известково-глинистом растворе.

            Нихалойская сторожевая башня – на южной окраине с. Нихалой. Башня встроена в скальную нишу и имела 2 этажа.

            Нихалойская крестообразная стела находится на южной окраине с.Нихалой. Стела высечена в форме креста из большой каменной плиты. При раскопках под ней было обнаружено мусульманское захоронение.

           Юкъерч-Келойская сигнальная башня находится на юго-восточной окраине села.

           Поиск местонахождения и восстановление разрушенных башенных комплексов наш долг и прямая обязанность перед памятью наших далеких герических предков.

           Район официально начали называть Шатойским после установления Советской власти. До этого населенные пункты Шатойского района входили в Аргунский округ Терской области.

           При имаме  Шамиле –  наибство  Шатойское, которое и в царское время при проведении похозяйственного учета 1867 года значился Шатойским   наибством.

           В 20 годы ХХ столетия – Шатойский округ. В Аргунском округе Терской области было более 200 населенных пунктов. Для сравнения: сегодня в одном Шатойском районе всего лишь 31 населенный пункт, не считая мелких хуторов с населением 17 198 человек.

           После установления Советской власти на территории Аргунского округа было образовано 5 районов: Галанчожский, Итум-Калинский, Чеберлоевский, Шаройский и Шатойский. Главным богатством этих районов являлись десятки тысяч гектаров пастбищ, сенокосов, которые давали возможность содержать огромное количество крупного и мелко рогатого скота. Соответственно было и производство животноводческой продукции: мясо, масло, сыр, творог, шерсть. Разводили пчел, которые давали горный мед высочайшего качества. Выращивали кукурузу, ячмень, картофель и другие культуры. После восстановления автономии Чечено – Ингушской республики 9 января 1957 года, бывшие  - Шатойский, Итум – Калинский, Шаройский и Чеберлойский районы были объединены в один район – Советский. Селение Шатой переименовано в село Советское.

             15 августа 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР району вернули первоначальное название Шатойский, а селу Советское – Шатой.

              Жителям Шаройского и Чеберлойского районов после возвращения из депортации было запрещено поселяться на свои родовые земли выше горных  селений  Дай, Нохч-Келой и Кенхи.

              Тысяча гектаров земель – пастбища, сенокосы, пашни остались без своего настоящего хозяина. Их стали использовать как отгонные пастбища бессистемно и свои хозяйства района, а также животноводы Дагестана и Грузии. Кроме того, горными пастбищами пользовались хозяйства плоскостных районов республики.

            В марте 1991 года были восстановлены в своих административных границах  Итум- Калинский, в мае-июне – Шаройский  и Чеберлойский районы. В марте 2000 года Шатойский и Чеберлойский районы объединены с центром с. Шатой, восстановлен Шаройский район.

            Много достойных и знаменитых людей – выходцы из Шатойского района внесли свою лепту в историю Чеченского народа и России в целом.

       Наибы Шамиля Батуко, Мурад, Бета, известный лекарь Ибрагим из Вашендароя, который делал сложнейшие операции, в том числе и  трепанацию черепа.

 

Ислам Баудинов пишет:

Одним из загадочных и интереснейших мест на Кавказе является плоскогорье Шатой (Шуьйта/Шуота) в горной части Чеченской Республики. Оно было заселено не менее 6-5 тыс. лет тому назад и с этого времени являлось своеобразным хозяйственным, общественным и сакральным центром древних племен гор Чечни, говоривших на нахских языках. И это был не случайный выбор, обусловленный географическим положением и благоприятными природными условиями Шатоя, здесь, несомненно, сыграли свою роль, и другие факторы о которых мы скажем ниже.

В соответствии с научными данными полагаем, что с окончанием ледникового периода в Европе в Х-IХ тыс. до н. э. - произошла инфильтрация на Северный Кавказ немногочисленных переднеазиатских племен (Ближний Восток, Анатолия, Ирак и Иран) заселивших регион с запада (черноморский проход) и с востока (каспийский проход). В результате эпохальной засухи огромных пространств Передней Азии в V-III тыс. до н. э. и открытия части горных перевалов от ледников Главного Кавказского хребта сюда на север в увлажненные районы прошла новая волна протохурритских племен из географической зоны, где тысячелетием позже сформировались хурритские и урартские народы и их государства. Первобытные земледельцы и скотоводы, из Передней Азии, стоявшие на пороге освоения металла, охотно заселяли благоприятные речные долины и горные котловины на Северном Кавказе в т. ч. и на территории современной Чеченской Республики.

С конца IV- на протяжении III тыс. до н. э. на территории Верхней Месопотамии, Закавказья и большей части Северного Кавказа развивалась единая в своих культурных параметрах земледельческая культура известная в науке как куро-аракская. Естественно, что протохурриты принесли в наш регион не только свои языки - современные нахо-дагестанские языки и ныне мертвые хурритские и урартские языки считаются родственными и относятся к одной языковой семье. Они привнесли сюда также породы домашнего скота, первые злаковые культуры и, естественно духовные воззрения вместе с мифологическим пантеоном богов.

Мы полагаем, что в Шатое на возвышенности Тушпаъ-корт (ныне в границах чеченского селения Урд-юххе) тысячелетиями функционировал религиозный центр, получивший в тысячах километрах от него к югу (в начале I тыс. до н. э.) оформление в государственный культ с центром в одной из столиц Урарту – Тушпа, на берегу озера Ван.

Этим летом автор вместе с местными уроженцами С. Селаховым и С. Саратовым побывал на плоскогорье Шатой, где на вершине небольшой возвышенности - своеобразной природной крепости со склонами высотой до 50 м и площадью до 400-500 кв. м мы обнаружили несколько овальной формы крутых холмов с выходами сухой каменной кладки. Памятник не зафиксирован в реестрах Аргунского историко-архитектурного заповедника. Может быть и потому, что местное население традиционно старается не привлекать к нему внимание.

Между тем из скупой информации следует, что здесь находилось самое древнее в районе поселение-крепость с сплошными каменными стенами и 3 высокими башнями. Которое было покинуто в незапамятные времена, а как кое-кто уточняет, разрушена крепость Тушпа-корт в период нашествия Тимура-хромого. Так же выяснилось, что это место всегда считалось в Шатое сакральным, и было табуировано для поселения и даже для посещения. Люди, бывшие в 1970-е годы мальчишками помнят, как с Тушпа-корта их гоняли старики, не допуская подниматься.

Относительно «завоевателя вселенной» Тамерлана есть свидетельства официальных летописцев о его походе в горы Северного Кавказа в 1396 году, в т. ч. речь идет и о землях Чечни и Ингушетии. Там говорится, что сам властитель мира выступил с войсками в горы и лично «подвергался этим ужасам и опасностям», штурмуя горы, башни и ущелья. При этом в документах подчеркнуто, что в горах Тамерлан «разорил и уничтожил все церкви и капища их», что составляло его религиозный долг как мусульманского завоевателя. Местных жителей, так и не выразивших покорность захватчикам, связывали по несколько человек и сталкивали в пропасть.

Тем не менее, ислам в горах Чечни утвердился только в ХVII-ХVIII веках, в результате миссионерской деятельности мусульманских проповедников. Потому Тушпа-корт, как место где некогда служили языческим богам, в эпоху ислама закономерно подвергся табуированию.

Что же такое Туш и Тушпа? Это урартские варианты названия бога бури, грома и молнии. В тоже время Туш/Тушпа это и город в Урарту – исторический центр культа языческого бога. В древних текстах XV-XIV веках до н. э. родственных урартам хурритов (государство Митанни) главный бог страны назывался в разных частях страны Тешшуб/Тешшуп/Тишпак. Данное имя вошло и в древнюю хурритскую ономастику в качестве составной части личных имен: Тешшуп-эвре, Киппи-Тешшуп, и т. д. В генеалогии одного из современных шатоевских кланов – Саттой – оно фигурирует в форме Тушшепа. Так, например назывался один из эпонимов клана (информация С. Селахова).

Из многочисленного пантеона богов хурритов и урартов Передней Азии на территорию нашего края был перенесен также культ бога небес Ану. В современном чеченском языке «ана» обозначает горизонт и небосвод.

Вернемся, однако, к Тушпа. В древнем государстве Урарту сложившемся в ХII-IХ веках до н. э. на территории верховьев Тигра и Ефрата, Закавказья (Армения) и просуществовавшем вплоть до VII-VI веках до н. э. существовал официальный пантеон богов возглавляемый богом неба – Халди, богом грома и войны – Тейшеба и, богом солнца Шивини.

Бог Тейшеба был вторым по значимости богом урартского пантеона, супругой Тейшеба считалась богиня Хуба, а изображался он, стоя на быке, реже на льве. Он несомненно, был связан с хурритским богом Тешшупом. Известный урартский город Тейшебаини, располагавшийся на холме Кармир-Блур (Армения), был назван в честь бога Тейшебы. Вторая столица Урарту (первая религиозный центр город Мусасир) и называлась Тушпа и являлась центром культа Тейшеба/Тешшупа.

Храмы бога Тейшеба в Урарту как и в Тушпе воздвигались на вершинах гор, просто на возвышенностях и как обязательный элемент включали священную башню где на верхней площадке, или в верхней камере приносили жертву из быков и овец. В этом отношении небольшая возвышенность Тушпаъ-корт (буквально, «вершина [принадлежащая] Тушпа») в Шатое находится примерно в условном центре плоскогорья на мысу образованном двумя горными речками впадающим после соединениЯ в общее русло в Чанты-Аргун. Здесь мы имеем до трех крутых башнеобразных искусственных холмов расположенных в углах сильно вытянутого треугольника. К сожалению, данный памятник специальному научному изучению не подвергался.

Мы не будем углубляться в доказательства родства мертвых хуррито-урартских переднеазиатских языков и живых чечено-ингушских. На эту тему есть богатая литература. Нам известно, что первая часть теонима бога грозы и войны у восточных хурритов Туш-, у западных хурритов Теш-, у урартов Тейш-, перекликаются не только с шатоевским Тушпа в Чечне, но и с женским божеством весны плодородия – Тушоли (возможно – «госпожа Туш» либо «богиня из (города) Туш») всех чеченцев и ингушей языческого времени. Одну из богинь Урарту - дочь Тейшеба и жену бога солнца Шивини звали Тушпу-е-а (Д. Мальсагов, Ю. Дешериев, И. Мещанинов, М. Цароева). Практически в каждом горном обществе Чечни и Ингушетии были святилища ее имени наряду с местными языческими богами. Культ богини Тушоли и ее живого воплощения птицы удод («тушоли къотам» – бытовал среди вайнахов - чеченцев и ингушей - вплоть до XVIII века, а в виде пережитков бытует и сегодня: удод – священная, неприкосновенная птица.

Шатой - своеобразный археологический и архитектурный музей, последний хранитель культа переднеазиатских богов, пронизанный мощными физическими полями глубоко положительными для жизни, неохотно раскрывает свои тайны. Согласно историческим данным собственно Шатоевское вольное общество или «федерация» объединяла в средние века такие крупные кланы-объединения, как: Беной, Борзхой, Варандой, Вашандарой, Гаттой, Келой, Маьршлой, Пхьамтой, Саной, Саттой, Тумсой и Хьаккой. К ним добавляют также кланы Дехастой, Мускулхой, Нихлой и Халгой.

В этих объединениях имелись следующие аулы: Борзой, Бекхум-кхелл, Большие Варанды, Вярды, Ватан-корт, Горгачи, Гаьттен-кхелл, Гуш-корт, Маршин-кхелл, Мус-кхелл, Нихала, Пхьамта, Рядухой, Саной, Сятта, Тумса, Ург-юххе, Хьаккой, Юкъер-Кела и ряд других, существующих с незапамятных времен.

Научное изучение Шатоя началось по существу со второй половины ХIХ века, когда здесь на месте разрушенного чеченского аула была построена царская крепость Шатой, ставшая центром крупной административной единицы – Аргунского округа. Один из начальников округа полковник (впоследствии генерал) А. И. Ипполитов женатый на чеченке Марьям Мударовой опубликовал в 1868 году работу «Этнографические очерки Аргунского ущелья» где привел помимо интересных фольклорных материалов и рисунки нескольких медных «идолов» несомненно, ритуального значения найденных местными жителями.

Благодаря этому древние металлические статуэтки из Шатоя стали известны в науке. Согласно другим данным в Аргунском округе находили по нескольку десятков таких изделий «уложенных тщательно не в могиле, а особо в земле». По описанию это фигурки людей, баранов, козлов и оленей. Для Северного Кавказа подобные находки уникальны. Безусловно, мы имеем дело с артефактами культового назначения.

В Шатойской котловине помимо большого числа средневековых боевых и жилых башен известно и несколько могильников раннебронзового века (III-II тыс. до н. э.), здесь обнаружены также следы поселений эпохи бронзы и железа, а также домусульманских пещерных могильников. Следовательно, перспективы для специального археологического изучения района, начатого еще во второй половине ХХ века, есть. И особое внимание, как нам представляется, следовало бы обратить на загадочный памятник Тушпа-корт, который явно принадлежит к кругу переднеазиатского культурного наследия.

Как бы то ни было, речь идет об одном из самых ранних поселений человека в этом уникальном по своим природным особенностям районе Российской Федерации. Здесь необходимо проведение стационарных раскопок и реставрационных работ с восстановлением стен и башен древней крепости-храма. Стоит начать сегодня и изучение природных аномалий плоскогорья, да и всего горного края. Известный писатель-интеллектуал Вахид Итаев (уроженец Шатоевского района) не на пустом месте написал в своем высоко гуманистическом романе «Майдан предков» о наличии здесь контактных зон, где горцы сообщались с внеземными цивилизациями.

      

 

 



ГОСУСЛУГИ Правительство

Lezbiyen

Ensest

Zenci porno

Mature

Zenci

Asyalı

Powered by Joomla!®. Valid XHTML and CSS.